БРДМ-2МБ «Бекас»: грозная птичка

История бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 началась в далеком 1963 году на Горьковском автомобильном заводе, где она производилась до 1982 года. Затем серийный выпуск продолжился на Арзамасском машиностроительном заводе вплоть до 1987 (по другим данным — до 1989) года. По лицензии машина выпускалась в Польше, Чехословакии и Югославии. БРДМ-2, имея невысокую эргономику и слабую броню, отличалась высокой проходимостью и возможностью преодоления водных преград. В Советской армии машину ласково называли «Бардак».

После развала Советского Союза с БРДМ-2 начала складываться парадоксальная ситуация — машина имела огромную популярность и состояла на вооружении нескольких десятков стран по всему миру, однако больше не выпускалась. Иными словами, с каждым годом она морально устаревала. К счастью, БРДМ-2 было выпущено так много (более 9400 единиц), что их стали модернизировать. Сегодня мы расскажем про одну из таких модификаций — БРДМ-2МБ «Бекас», которую создали в подмосковной производственной компании «Б-Армс».

Технические характеристики БРДМ-2МБ «Бекас»

Длина, мм5850/6375 с рундуком
Ширина, мм2485
Высота, мм2600
База, мм3100
Клиренс, мм330
Боевая масса, т6,5-7,5 в зависимости от конфигурации
Степень защитыVPAM 12 (борт, корма) и VPAM 14 (лоб)
Тип брониСтальная катаная А3
Башенная установкаБПУ-1
ДвигательЯМЗ-534, 136 л.с., дизель
СкоростьШоссе — 100 км/ч, грунт — 50 км/ч, на плаву — до 2 км/ч
Преодолеваемые подъем/стенка/брод30 градусов/0,4 м/плавает со слабым течением
Экипаж3 члена экипажа и два десантника
БРДМ-2МБ
БРДМ-2МБ

БРДМ-2МБ «Бекас» – действительно глубокая модернизация «Бардака». Во-первых, значительно улучшена защита экипажа. Если броню БРДМ-2 толщиной от 2 до 10 мм пробивают пули даже винтовочного калибра (с термоупрочненным сердечником), то «Бекас» защищен по уровням VPAM 12 (борт, корма) и VPAM 14 (лоб). Лоб машины готов выдержать обстрел 14,5-мм боеприпасами с расстояния 300 метров. Лобовая проекция БРДМ-2МБ «Бекас» на 90% прикрыта дополнительной навесной броней. Тип брони – стальная катаная А3. Для противоминной защиты днища используются съемные плиты НДБ и одна сварная плита, защищающая спинку сидений командира и механика-водителя.

Подверглась модернизации и башенная установка. «Бекас» позаимствовал ее у БТР-80. Но в отличие от бронетранспортера башенная установка «Бекаса» БПУ 1 получила улучшенные углы наводки.  Так, углы вертикальной наводки БПУ 1 составляют -4…+60 градусов. Углы горизонтальной наводки — 360 градусов.

БРДМ-2МБ

Аутентичный мотор ГАЗ-41 (карбюраторный V8 мощностью 140 л.с.) заменен на отечественный дизельный ЯМЗ-534, выдающий 136 л.с. Раздаточная коробка с новыми передаточными числами позволяет «Бекасу» если не взлететь, то разогнаться до 100 км/ч на шоссе! На грунте скоростные показатели вдвое ниже. Водные преграды машина способна преодолевать со скоростью 2 км/ч.

Производитель отказался от четырех выдвижных колес (по паре на борт) с гидроподъемниками и цепным приводом, которые существенно повышали проходимость траншей, рвов и прочего пересеченного рельефа. Сделано это было ради того, увеличить кабину экипажа и установить новые боковые двери. То есть садиться в машину и покидать ее стало проще и быстрее, что важно при дозоре и патрулировании. Отказ от дополнительных колес не сильно сказался на проходимости «Бекаса». Его клиренс составляет 330 мм, а при движении по песку или болотам выручает система регулирования давления воздуха в шинах. Отдельной похвалы заслуживает запас хода «Бекаса» — до 1500 км, в то время как у «Бардака» по паспорту предельный пробег без дозаправки составлял 750 км.

Модернизация позволила сделать салон башенного отсека более просторным и комфортным. Лобовые стекла машины изготовлены из триплекса с подогревом. Амортизационные стойки при движении по бездорожью гасят колебания. Сидения к полу не прикручены, а висят на каркасе, прикрепленном к потолку. Подобная конструкция призвана спасти экипаж в случае подрыва на мине, когда ударная волна идёт снизу. Для этих же целей у задних сидений есть массивные подножки. Встроена система кондиционирования. В салоне боевого отделения свободно размещаются три члена экипажа и два десантника.

БРДМ-2МБ

Приборная панель создана на базе современных компонентов КАМАЗ, УАЗ и ПАЗ. Удобно то, что на одной панели собраны все важные указатели: температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива, уровня заряда АКБ и аварийной лампы, давления масла в двигателе и т.п. Здесь же расположены спидометр, тахометр, кнопка аварийной сигнализации, панель управления ПЖД (предпусковой подогреватель двигателя жидкостный дизельный) и два блока контрольных ламп.

Перископические приборы наблюдения по периметру кузова оставили такие же, как у «Бардака». Система наружного оповещения — светодиодная оптика. На машине установлено шесть видеокамер в защищенных нишах. Изображения с них выводятся на два монитора: один монитор находится в районе приборной панели для водителя-механика/командира, а другой расположен на левой двери для стрелка-наводчика/десантника.

БРДМ-2МБ

Колеса «Бекаса» аналогичны колесам БТР-82 (Ки-126). Увеличенная ширина дисков и шин дает возможность снизить давление на грунт, увеличив пятно контакта, а значит — улучшить проходимость. Боковые рейлинги, приваренные под углом 135 градусов, можно использовать для упора ног, если личный состав передвигается на броне, а также для крепления маскировочной сетки.

БРДМ-2МБ
БРДМ-2МБ

Повышенная безопасность выражается в двух независимых топливных баках, герметичной перегородке для защиты экипажа от пожара или подтопления, плюс особой системой подачи воздуха. Позади нельзя не заметить вместительный рундук, который служит дополнительной броней для МТО. В рундуке еще можно перевозить различное имущество, здесь же предусмотрено место для резервного автономного генератора. Тепловая заметность машины снижена за счет экрана на хромированном глушителе.

Мы не удержались от соблазна прокатиться на этой обновленной машине. «Бекасом» может управлять даже тот, кто ранее не имел опыта вождения боевой техники, а крутил баранку, например, грузового автомобиля. Дизельный мотор рвет с места прытко, при этом не теряя скорости на высоких передачах. На «Бекасе» можно спокойно разгоняться на четвертой и пятой скорости. Руль в руках не трясется, чего было не избежать в оригинальном «Бардаке». Этой модернизированной машиной массой 6,5-7,5 тонн (в зависимости от комплектации) управляешь словно легковым автомобилем. Конечно, некоторые отголоски старой машины при вождении чувствуются — это и довольно тугой руль, и тяжело поддающиеся рычаги управления полным приводом, но для тренированного бойца это — не большая помеха.

Итого

В «Б-Армс» действительно смогли вдохнуть новую жизнь в БРДМ-2, сделав из советского «Бардака» современную бронированную разведывательно-дозорную машину. Она стала мощнее во всех смыслах — по вооружению, броне, безопасности, комфортности и проходимости. Мы насчитали 20 компонентов машины, которые были так или иначе модернизированы. Да, здесь убраны дополнительные оригинальные колеса, но зато появилась возможность более быстрой и удобной посадки-высадки экипажа и десанта, места внутри стало больше. Лишившись колес и водометного движителя, БРДМ-2МБ «Бекас» тем не менее не будет пасовать перед оврагами и болотами, и принесет много пользы в качестве боевой машины разведки и дозора.

Related posts

Leave a Comment