Игровые антресоли: серия X-COM-UFO

Совсем скоро, а именно 5 февраля, выйдет продолжения легендарной серии X-COM – сиквел XCOM Enemy Unknown – XCOM 2, вышедшей в не таком далеком 2012 году. Мы решили окинуть взглядом игры этой серии и вспомнить о былом. «Почему же серия X-COM является такой популярной и имеет статус «легенды»?», — спросите вы. И мы ответим, данная серия смогла гармонично собрать в себе лучшие элементы пошаговых стратегий и RPG, добавим к этому увлекательный сюжет про борьбу человечества с пришельцами и получится рецепт идеальной игры.

X-COM UFO Defense (aka UFO Enemy Unknown)

Разработчик: Mythos Games
Издатель: MircoProse
Платформы: Amiga, CD32, DOS, PlayStation, Windows
Дата выхода: 1994

Именно в 1994 году началось победоносное шествие сериала по всем популярным на тот момент платформам. Сюжет игры начинается в 1999 году, когда стали все чаще появляться сообщения об НЛО и похищении людей. Правительство Земли не медля ни секунду создает службу X-COM (eXtraterresrtial Combat Unit – подразделение по борьбе с внеземными угрозами), в задачи которой входит охрана покоя всего человечества от инопланетной угрозы. Игроку же отдавалась скромная роль руководителя этой службы, под начало которого становились все доступные на земле бойцы, технологии и средства. Ну а какое секретное подразделение без секретной военной базы? Правильно, никакое. Именно это стало ключевой особенностью серии – развитие собственной базы и грамотное распределение ресурсов, которых постоянно не хватает. На базе находился: радар, который засекал инопланетный корабль; авиабаза, с которой можно было отправить истребитель, и подбить вражеский корабль; лаборатории, где проводились исследования новых технологий. Воздушный бой позволял сбить вражеский корабль и получить небольшое количество артефактов для исследования. В случае уничтожения какой-либо части корабля, например двигателей, игрок не получал ценных ресурсов, необходимых для дальнейших исследования. Средний и большие корабли имели серьезное вооружение, и могли повредить истребитель игрока, а то и вовсе его уничтожить. А это дополнительные расходы и время.
Куда больше «хабара» можно было получить, в том случае, если корабль приземлялся. Тогда на место высадки отправлялся десантный отряд, который мог захватить инопланетян или уничтожить их, а также появлялся шанс прикарманить нетронутые инопланетные артефакты. Инопланетные корабли имели свои базы, которые можно было отследить и также отправить туда десант, дабы поживиться на базе неприятелей, и затем уничтожить ее. Работа десантников на территории той или иной страны-участницы проекта могла увеличить денежный вклад в проект X-COM, а плохая работа в виде игнорированная кораблей или террористических атак на города, могли уменишить лояльность страны-участницы по отношению к проекту, или и вовсе покинуть его. Со временем оказывалось, что рас инопланетян много, и каждая из них ведет определенный проект, который может угрожать землянам. При активной деятельности игрока, инопланетяне начинают нападать на его базы. Игрок в свою очередь учиться обнаруживать вражеские базы, которые также находятся под землей. Финал и вовсе делает двойной тулуп с подвывертом, отправляя игрока на Марс, где на главной базе пришельцев игроку предстоит уничтожить гигантский мозг, управляющий всеми действиями инопланетян. Что и говорить, для 1994 года имевшиеся у игры X-COM возможности просто срывали крышу. Игроки часами проводили за своими ПЭВМ уничтожая инопланетных интервентов и создавая собственные базы. Первая игра серии надолго задала планку качества для игр жанра пошаговых стратегий. А большинство игровых элементов перекачивало из серии в серию и со временем улучшалось и доводилось до ума.

X-COM UFO Defense

X-COM UFO Defense (1994)

X-COM Terror from the Deep

Разработчик: Mythos Games, MircoProse
Издатель: MircoProse
Платформы: 3DO, DOS, PlayStation, Windows
Дата выхода: 1995

Год спустя выходит продолжение — X-COM Terror from the Deep. Сюжет игры переносит нас на этот раз в 2040 год. Марсианская цивилизация отправила мощный сигнал на космический корабль, затонувший миллионы лет назад в Мексиканском заливе. В отличие от первой части, подавляющее большинство сражений в Terror from the Deep происходили под водой. Сражения на подводных базах и вовсе стали комплексными, и были разделены на два этапа. Сама атмосфера игры стала более мрачной, и во многом была похожа на произведения Говарда Лавкрафта. А сложность (что самое важное!), была значительно увеличена. Заодно был поправлен баланс оружия и изменены его характеристики, появилось оружие ближнего боя. Появились новые виды пришельцев. Игра хоть и не сделала большой качественный скачок, зато стала приятной добавкой для всех фанатов, которые за год успели соскучиться по истреблению инопланетной заразы.

X-COM Terror from the Deep

X-COM Terror from the Deep (1995)

X-COM Apocalypse

Разработчик: Mythos Games
Издатель: MircoProse
Платформы: DOS, PlayStation, Windows
Дата выхода: 1997

Третья часть стала финальной в классической серии X-COM. Игра имела ряд существенных отличий от первых двух частей. Наиболее важным отличием была прохождение игры в реальном времени, наряду с пошаговым. Игра использовала SVGA графику, что заметно отличало ее от первых частей в лучшую сторону. В 2084 году, на Земле произошла глобальная экологическая катастрофа. Человечество направилось в космос на поиски новых мест обитания. Марс стал колонией, где добывают ценный ресурс Элериум-115. Из-за непригодности 95% территории Земли для проживания людей, был построен гипергород – Мегапрайм, и огорожен стенами по периметру. В городе есть несколько районов, которые также огорожены стенами от остального города. В городе свирепствуют банды, с которыми борется полиция – Мегапол. Но в один прекрасный день над городом открываются ворота в иное измерение и оттуда появляются НЛО. Правительство решает вновь организовать X-COM для борьбы с инопланетянами. Поначалу в распоряжении игрока находится малое количество ресурсов и огневой мощи. Но со временем, благодаря инопланетным технологиям X-COM начинает матереть и крепнуть. Против игрока выступала целая армия всевозможных чудищ, начиная от обыкновенных солдат, лишенных страха и эмоций – антроподы, заканчивая огромными махинами – оверспауны, которые готовы крушить все на своем пути. Технологии пришельцев не стояли на месте, они всегда были на шаг впереди землян. Со временем инопланетная экспансия начинает ослабевать, и вот уже люди, атакуют важные объекты инопланетян на их же территории. В этой части игроку все также приходилось строить базы, изучать технологии, вооружать агентов по последнему слову научной инженерной мысли. Периодически приходилось ликвидировать воздушную угрозу в виде летающих тарелок. Нововведением в игре стал так называемый Культ Сириуса, который может пошатнуть действия организации X-COM. Постоянно приходилось следить за финансовыми потоками, которые могут сильно сократиться, если сотрудники нашей организации не будут соблюдать аккуратность. В противном случае X-COM рискует и вовсе закрыться. В городе было более пятидесяти локаций в которых могли происходить сражения. В игре появилась смена времени суток. Интеллект врагов заметно подрос, по сравнению с двумя предыдущими играми серии. Оперативники научились вырабатывать склонности к определенным тактическим решениям, и применять их в бою. Игре, несмотря на довольно вторичный сюжет, удалось получить много положительных откликов и завоевать укромное место в сердцах фанатов.

X-COM Apocalypse

X-COM Apocalypse (1997)

X-COM Interceptor

Разработчик: MircoProse
Издатель: MircoProse
Платформы: Windows
Дата выхода: 1998

В 1998 году вышла очередная часть игры X-COM, которая по хронологии является третью части серии. Действие игры разворачивается в 2067 году. У землян снова проблемы – ресурсов почти не осталось, и нужно искать новые рубежы в космосе, где возможно добыть полезных ископаемых. Все действия X-COM: Interceptor в отличие от предыдущих частей серии, происходят исключительно в космосе. Разработчики создатели космический симулятор, где игроку приходится пилотировать истебрители, и защищать землян. В свободное от битв время приходится управлять космическими станциями, улучшать финансовую ситуацию организации и заниматься перераспеределением ресурсов. А также приходится изучать инопланетные технологии, для улучшениях техники. Игроку в очередной раз предстоит раскрыть и разрушить злые умыслы инопланетян, и в очередной раз спасти Землю.
Карта Земли сменилась звездной картой. Игрок мог организовывать базы. На станциях позволено устанавливать орудия для обороны от атак пришельцев. Все исследования и создание новых предметов происходят не на станциях, а на самой Земле и лишь потом отправляются к игроку. Ученых и инеженеров теперь тоже не надо нанимать. На станциях устанавливались гиперприемники (до 3-х штук) по которым передавались все новые разработки. Отпала необходимость собирать какие-либо ресурсы. Единственное, что стало играть значение – деньги. Исследование космоса происходит при помощи зондов, которые отправляются с космической станции при наличии специальной установки. Радиус “обзора” зонда был невелик, поэтому приходится иметь несколько активных зондов. Главная задача игрока в этой части – защита собственности корпорации, которая занимается добычей полезных ископаемых. Выполняя миссии счет пополнялся валютой. Серия сделала неуклюжий шаг в сторону, и сильно оступилась, громко шлепнувшись в лужу. Фанаты не поняли этого жанрового заигрывания с любимой серией, и в большей степени проигнорировали данную часть.

X-COM Interceptor

X-COM Interceptor (1998)

X-COM Enforcer

Разработчик: infogrames
Издатель: infogrames
Платформы: Windows
Дата выхода: 2001

Сериал пропал на три года. И первая весточка об X-COM Enforcer заставила воодушевиться фанатов. Ровно до тех пор пока не была названа жанровая принадлежность игры – штуер от третьего лица. Французские разработчики, решили продолжить изнасилование любимой многими игровой серии.  Сюжет игры разворачивается параллельно Первой Войне с пришельцами, которая началась в оригинальной игре в 1999 году. Пока бравые бойцы X-COM уничтожают инопланетных гадов. Некий Профессор разрабатывает по поручению правительства боевого робота. Но в скором времени проекту урезают бюджет, но Профессор во чтобы это ни стало решает завершить проект. В игре есть все пришельцы из оригинальной игры. Однако сюжет не соответствует общим канонам серии.
В X-COM Enforcer был как “сингл”, так и “мультиплеер” (который особым успехом не пользовался и быстро загнулся). В сюжетной кампании игроку приходилось вживаться в роль боевого робота Миротворца. На каждом уровне необходимо было уничтожать инопланетян и спасать заложников. Каждый убитый заложник приносил “очки данных”, которые идут на исследования. Структура миссий была проста и линейна. Помимо уничтожениях пришельцев, необходимо было ликвидировать телепорты и дроны, защитить важные объекты и победить босса. Наличие простых головоломок должно было внести некоторое разнообразие в игровой процесс, но вызывало лишь скуку. По большой сути X-COM Enforcer стала жирной точкой для серии в 2001 году. В дальнейшем не последовало никаких новых проектов серии. Фанаты были подавлены и злы на infogrames. Однако эстафету подхатила серия UFO, ставшая духовным и идейным наследником почившей на тот моментом X-COM.

X-COM: Enforcer
X-COM Enforcer (2001)

UFO Aftermath

Разработчик: ALTAR Games
Издатель: ALTAR Publishin (1C в России)
Платформы: Windows
Дата выхода: 2003

Как и писалось выше, UFO стала преемницей X-COM, как в идейном, так и в духовном плане. Хотя сюжет пришлось создавать с нуля. Однако полюбившаяся всем ядерная сместь пошаговой стратегии, RPG и возможности создать собственную базу, осталась на месте. События переносят нас в 2004 год. Неизвестный корабль, появившийся над Землей, начала бомбардировать планету смертоносными спорами. Большинство насения погибло, появились мутанты. Выжившие образовали “Совет Земли”. В 2005 году игроку поручают руководство элитным подразделением, задачей которого является борьба с инопланетянами. В игре было две концовки, одна из которой являлась каноничной, и давала продолжение двум последующим играм серии. Здесь как и в X-COM была доступна развитая система баз, которые выполняют разные функции. Их нельзя строить, а только захватывать заброшенные базы, принадлежавшие ранее людям. Сами базы имеют несколько типов: военные базы — выполняют роль по рекрутирования бойцов и отправки самолетов-перехватчиков для уничтожения НЛО; научные базы – необходимы для ускорения исследования технологий; производственная база – при их помощи можно было заниматься разработкой технологии и ее производство; анти-биомасса – база создающая мощное пси-излучение, которое уничтожало биомассу на территории, данной базы. Перехватчик можно было отправлять на поимку НЛО. Однако игрок не мог им управлять (можно было только отдать приказ отступить). Миссий было великое множество, начиная от банальной разведки, заканчивая захватом базы пришельцев. Вся тактика в UFO Aftermath строилась вокруг “умной паузы”. В игре большой акцент был сделан на нехватку патронов, от чего возникало множество нюансов во время планирования операции. Пополнение запасов происходило при помощи новых баз. Таким же образом можно было получить продвинутое оружие. На улицах фанатов наступил праздник. X-COM умер, да здравствует UFO! И хотя были проблемы с балансом, экономикой и сложностью, нельзя было не порадоваться возвращению любимой игры, хоть и под другим названием.

UFO Aftermath

UFO Aftermath (2003)

UFO Aftershock

Разработчик: ALTAR Games
Издатель: ALTAR Publishin (1C в России)
Платформы: Windows
Дата выхода: 2005

Прошло 50 лет с момента событий UFO Aftermath. Люди покинули Землю и переселились на территорию колонии “Лапута”, парящую над планетой. Сюжет был довольно запутан, и на него делался большой упор. Сама история развивалась не при помощи кат-сцен, а непосредственно на локациях, в реальном времени. Ввиду этого сама игра также была довольно затянутой. И чтобы пройти хотябы первую фазу сюжета, надо было потратить более десятка часов. Большой акцент был сделан на строительство сооружений и баз, а также дипломатии с другими каолициями. UFO: Aftershock и имело обширное дерево технологий для исследования и разработок. Боевая система стала сложнее, но не менее интереснее. Ролевые элементы доведены до ума. В целом UFO Aftershock стала в каком-то смысле еще ближе к оригинальной X-COM UFO Defense, а фанаты тепло приняли проект.

UFO Aftershock

UFO Aftershock (2005)

UFO Afterlight

Разработчик: ALTAR Games
Издатель: ALTAR Publishin (1C в России)
Платформы: Windows
Дата выхода: 2007

Третья по счету часть серии — UFO Afterlight, не только смогла собрать в себя идеи оригинальной X-COM, но и значительно приумножить их. Ко всем плюсам UFO Aftershock прибавились новые технологии, оружие и оборудование. Появились новые планеты, нелинейность, которая позволяла влиять на сюжет. Не забыли и об RPG-элементах. Враги заметно поумнели. А на дипломатию был сделан серьезный упор. В заданиях появились новые возможности и нюансы, которые влияли на тактику ведения боя. Например в зависимости от среды, необходимо было использовать различные типы скафандров. В общем и целом фанаты получили то, чего просили долгое время. Но на данный момент серия UFO закончилась. И хотя до сих пор ходят слухи о возвращении сериала в 2017 году, в Сети нет никакой стоящей информации по этому поводу, кроме пары устаревших скриншотов.

UFO Afterlight

UFO Afterlight (2007)

XCOM Enemy Unknown/Enemy Within

Разработчик: Firaxis Games, Feral Interactive
Издатель: 2K Games
Платформы: PC (Windos, Mac OS X, Linux), PS3, Xbox 360, iOS, Android
Дата выхода: 2012/2013

В 2012 году состоялось триумфальное возвращение сериала XCOM. Игра стала полноценным ремейком с небольшими отхождениями от канона (в лучшую сторону). В 2015 году на Землю нападают инопланетяне и начинают вторжение. Игроку вновь дают бразды правления секретной международной организацией XCOM. Задачи организации, как  и прежде, заключаются в ведении борьбы с инопланетной угрозой. Игра все также разделена на две части – глобальная стратегия с отстройкой базы, и тактические операции.
В XCOM образца 2012 года необходимо развивать базу, строить отделы, энергогенераторы, спутниковые комплексы и многое другое. Пространства не так уж и много, поэтому приходится с умом относится к имеющимся территориям и размещению отделов. На глобальной карте можно ускорить время, отследить деятельность инопланетян, выслать истребитель на перехват. Не мало внимания уделено самой команде. Опытные бойцы получают повышения, а вместе с этим новые навыки. Захваченные во время операции враги и их оружие идут на исследование инопланетных технологий. Гибель бойцов может повлиять на других членов отряд. Запаниковавший боец уже вряд ли будет чем-либо полезен на поле боя. Успешно выполненная операция на территории страны-союзницы позволяет снизить уровень паники. Если уровень паники достигнет критических показателей, то страна покинет проект XCOM, а вместе с этим ежемесячное финансирование может уменьшиться. Периодически нужно выводить на орбиту новые спутники, проводить исследования и многое другое. Тактические бои здесь были выполнены в полноценном трехмерном окружении. Бойцы имели возможность пользоваться укрытием. За один ход боец совершал два действия (выстрел-пробежка), либо мог воспользоваться уникальным навыком, который зависит от специализации бойца (штурмовик, снайпер, тяжелый пехотинец, поддержка, псионик). На задание отправлялось 4-6 бойцов. Пришельцы в основной массе перекочевали из оригинальной игры. Знакомые образы было сложно не узнать, и не пустить скупую слезу. ИИ не подкачал, и даже на среднем уровне сложности легко могло запахнуть жаренным, если игрок зазевается.
В 2013 году вышло массивное дополнение XCOM Enemy Within, которое привносило в игру массу дополнительного контента в виде миссий, оружия, мехов и навыков. В дополнение можно было начинать играть моментально, даже без полного прохождения Enemy Unknown. В процессе прохождения оказывалось что на Земле появилась тайная организация EXALT, которая всячески хотела помочь пришельцам. Вместе с этим становились доступны новые секретные операции, где нам надо было отправлять своего лазутчика. После нескольких дней тайной операции была доступна миссия по извлечению агента. Во время задания на группу постоянно нападали волны солдат EXALT. Их технический уровень, как и наш, со временем мог расти. После выполнения нескольких тайных операций, становилась доступна информация местоположения базы EXALT. Финальным актом был штурм и уничтожение организации EXALT. Еще в качестве добавки нам предлагали возможность отбить натиск инопланетян на базу XCOM.
Что и говорить XCOM Enemy Unknown/Enemy Within вернулись во всей своей красе и моментально полюбились игрокам. Сложная, интересная и захватывающая. Это то, чего так долго ждали фанаты со времен окончания оригинальной трилогии.

XCOM Enemy Unknown

XCOM Enemy Unknown (2012)

XCOM (aka The Bureau XCOM Declassified)

Разработчик: 2K Marin
Издатель: 2K Games
Платформы: PC (Windos, Mac OS X), PS3, Xbox 360
Дата выхода: 2013

У игры XCOM была нелегкая судьба. Ее анонс прозвучал еще в 2010 году. Был продемонстрирован эффектный ролик, выполненный в духе 60-ых годов. Позже был продемонстрирован геймлпей альфа-версии, который походил на нечто среднее между X-COM и BioShock. В дальнейшем название было изменено на The Bureau XCOM Declassified. Игра представляла собой некую предысторию организации XCOM. Якобы сама организация существовала очень давно, и боролась с инопланетной угрозой. Ну а мы в лице агента Уильяма Картера оказываемся в самой гуще событий. Игра является шутером от третьего лица, но у игрока есть возможность активации «умной паузы» для того чтобы отдать своим агентам приказы и осмотреться по сторонам. Самих агентов можно настраивать и выдавать им способности, которые могут пригодиться во время выполнения задания. В целом игра захватывала на первых парах, но чем дальше двигался агент Картер, тем толще становились инопланетяне в своих космических тарелках. В игре были свои интересные находки и идеи, но все они были погребены под горой однотипных и скучных миссий.

The Bureau XCOM Declassified

The Bureau XCOM Declassified (2013)

Легендарная серия готовится к выходу продолжения – XCOM 2, которая появится на PC уже 5 февраля. Как утверждают сами разработчики, акцент у игры сместился на так называемую «партизанскую войну». Ресурсов у игрока будет еще меньше, врагов больше и они будут опаснее, и обязательно умнее. Поэтому стоит основательно подготовиться к выходу сиквела, и сделать запасы валерьянки и ромашкового чая.

XCOM 2

 

Related posts

Leave a Comment