Игромир-2008

С 6 по 9 ноября во Всероссийском Выставочном Центре прошла выставка компьютерных и мобильных игр «Игромир». Выставка проходит уже в третий раз, и, неизменно, при полном аншлаге. Звучит, как заезженный штамп, но, тем не менее, это факт – тысячи поклонников электронных игр выстаивали огромные очереди, чтобы попасть туда. Огромный выставочный павильон с самого утра заполнялся настолько, что флаеру было некуда упасть. Ничего удивительного – компьютерные игры в России пользуются громадной популярностью. Тем любопытнее тот факт, что до 2006 года специализированных выставок для поклонников электронных развлечений в России не существовало. Конечно, была КРИ – конференция разработчиков компьютерных игр; масштабный форум, на котором демонстрировали свои новинки и перспективные проекты отечественные разработчики. Но эта выставка предназначалась в первую очередь для тех, кто делает игры, а не для тех, кто в них играет. Организаторы «Игромира» исправили это досадное недоразумение.

Выставка

Игромир, взгляд со второго этажа

«Игромир» оглушает с первых секунд. В буквальном смысле: десятки выставочных площадок, с которых грохочет музыка, прорывающиеся сквозь музыку реплики ведущих смешиваются  с гомоном посетителей, пытающихся расслышать в этом шуме друг друга. Уровень шума вполне сравним с воем в вагоне метро на перегоне между станциями. После пары бесед с представителями компаний-игроделов хочется перейти на язык жестов. Работающие на выставке это давно уже поняли, поэтому предпочитают общаться без слов, заменяя сложные понятия улыбками. В такой ситуации зарубежные гости (негры, представляющие «Saints Row 2»; и их бледнолицые коллеги из «Blizzard») чувствуют себя раскованно и непринужденно: улыбаться они умеют.

Фантазию дизайнеров стендов ограничивала лишь высота потолков

Следом за слухом отказывает зрение – десятки мониторов и плазменных панелей не просто притягивают внимание, они рвут его на кусочки, а красочные декорации выставочных стендов, фантазию авторов которых ограничивала лишь высота потолков, добивают окончательно. Что-то подобное писал Гоголь про малороссийскую ярмарку. А если учесть, что на «Игромире» игры не только показывают, но и продают – аналогия прямая. Впрочем, оглушение длится недолго, минут десять. Потом понимаешь, что если смотреть прямо перед собой, не пытаться пойти в четырех направлениях одновременно, и вовремя уворачиваться от локтей и рюкзаков игроманов, то жить более-менее можно.

Количество мониторов на единицу площади поражает воображение

«Игромир» не похож на традиционные выставки, где посетители чинно прогуливаются между витрин и стендов, разглядывая  выставленные экспонаты и приставая к сотрудникам с расспросами. Если забыть на миг, где находишься, первое, что приходит на ум – игровой зал. Гигантский игровой  зал с сотнями компьютеров и игровых консолей. Все то, что разработчики готовы предложить покупателю, можно опробовать прямо на месте, взяв в ладонь еще теплый после предшественника джойстик, геймпад или мышь. Правда, ждать придется долго – единственные стабильно пустующие игровые места принадлежали компьютерам с квестом, посвященным героине отечественного сыска Даше Васильевой. Может быть, это и есть лучший формат для игро-выставки? Ничего лишнего, только компьютеры с играми и официантки с тележками, развозящие прохладительные напитки, дабы игроманы не отвлекались в поисках бара? Разбить все пространство «Игромира» на кварталы – Квартал Шутеров, Квартал Симуляторов, Квартал Стратегий, Площадь Ролевых Игр … Но мы отвлеклись.

Выставка … или игровой зал?

Еще одна отличительная особенность выставки, которую нельзя обойти вниманием – девушки на стендах. Кажется, по их числу «Игромир» раза в два превосходит любую, даже самую крупную международную выставку-автосалон. Что и понятно, количество девушек на автошоу ограничено количеством автомобилей, которые они рекламируют. Количество девушек на стендах «Игромира» не ограничено ничем, даже здравым смыслом. Впрочем, здравый смысл при виде этих прелестных созданий капитулирует первым. Красавицы в камуфляже и красавицы в доспехах, красавицы топлесс (но украшенные шедеврами бодиарта по мотивам игр) и красавицы в танцевальных … гм … платьях. Последние, строго говоря, к рекламируемым играм никакого отношения не имеют, но с задачей привлечения посетителей справляются на пять.

Девушки на стендах

Не спорю, все эти чудесные создания изрядно радуют глаз, но вряд ли даже батальон моделей «вытащит» игру, если та вдруг окажется неинтересной публике. С автомобилями такие психологические приемчики, когда образ машины в сознании покупателя подкрепляется образом длинноногой обольстительницы на ее капоте, еще проходят. Но для успеха компьютерной игры престиж имеет куда меньшее значение, чем интересный геймплей. Ну а последний никак не зависит от прелестей девушек на стенде.

Игры

Двухэтажный павильон был поделен между компаниями-производителями игр следующим образом. Первый этаж почти полностью занимали производители компьютерных игр, в основном отечественные, хотя выставку почтили своим вниманием известные зарубежные фирмы, такие, как Rockstar, Eidos, THQ. Второй этаж павильона целиком заняли Microsoft и Electronic Arts, превратив его в своеобразное царство приставок. По субъективным ощущениям, общий объем стендов, посвященных приставочным играм, и стендов с играми компьютерными приблизительно совпадал. Вообще, по итогам выставки нельзя сказать, что приставочные игры в России побеждают своих конкурентов для ПК, как это происходит, например, в США и странах Европы.

 Приставочное царство на 2-м этаже

Несколько выставочных  стендов было посвящено браузерным онлайн-играм, но, конечно, значительно меньше, чем традиционным компьютерным развлечениям. И уж совсем экзотично на фоне электронных игр смотрелся стенд компании «Smart», посвященной играм настольным. Представители компании печально смотрели на плывущий мимо поток посетителей; настольный Starcraft явно проигрывал в сравнении с яркими красками компьютерных стратегий, не говоря уже о настольном Doom.

Если говорить о качественном составе представленных на выставке игр, то количество новинок, показанных на «Игромире» в этом году, весьма и весьма велико. Значительной части показанных игр еще только предстоит дорога на прилавки; тем интереснее посмотреть на них здесь и сейчас, и не только посмотреть, но и попробовать. Что из показанного запомнилось больше всего? Удивительные красоты FarCry 2; кадры из нее напоминают скорее новый тест для 3D-карт, чем непосредственно игру. Вода, свет, колышущаяся трава, блики, потертые, в ржавчине бока штурмовых винтовок – это Африка, сэр, здесь стреляют из такого … Немного обидно, что отечественному игропрому еще далеко до такого уровня; российские FPS сегодня больше смахивают по уровню на FarCry за номером один.

«Морской охотник»

«Акелла» на своем стенде предлагала всем желающим поиграть в изрядно подзадержавшегося с выходом «Морского охотника». Фанаты морских сражений будут довольны; до сей поры качественных симуляторов торпедного катера в природе не существовало. Всех остальных наверняка привлечет сама концепция – пилотирование скоростного, набитого под завязку оружием, катера, а также создающая замечательный эффект присутствия реалистичность и самого моря, и модели поведения скоростной легкой скорлупки на его волнах

Majesty 2 уже не удивит взыскательного игромана нереальными красотами сказочного мира (особенно в преддверии выхода Fable 2); впрочем, это творение отечественных разработчиков выглядит достаточно пристойно по нынешним временам. Главное же – основная идея игры – осталось незыблемым: никакого прямого контроля над персонажами. Строим дома, назначаем награду за головы окружающих королевство монстров – и наблюдаем. Своебразный SimCity – но без метро, и в экологически чистых просторах сказочного королевства.

Ребята из THQ, представлявшие на «Игромире» «Saints Row 2», пригнали ко входу на выставку длиннющий белый лимузин, а к нему в придачу – команду колоритнейших негров gangsta-style. Впрочем, не знаю, помогла ли им эта реклама отвлечь внимание от основного конкурента, располагавшегося на выставке буквально в двух шагах. Да-да, я о «GTA 4», русская локализация которого выпускается «1С» в декабре этого года. Лично для меня марка «GTA» пока остается эталоном жанра «криминальный экшн»; все прочие игры – лишь более или менее удачные ее копии.

 Парикмахерские услуги особого назначения на стенде «Gears of War 2»

Но приз за самую оригинальную идею оформления игрового стенда, безусловно, достался бы «Gears of War 2», новинке, доступной пока лишь обладателям Xbox 360. Пропустим сваленные посреди стенда в живописную кучу старые CRT-мониторы, забранные в металлические решетчатые короба, транслирующие игро-ролики; но вот прозрачная витрина, в которой ловкие парикмахеры в считанные минуты делали всем желающим стрижку а-ля «Gears of War» — это, я считаю, шикарная идея. Даром, что расстаться с шевелюрой (точнее, большей ее частью) требует определенной безбашенности, поток желающих постричься и получить в подарок фирменную футболку не прекращался. И число зрителей перед витриной было не меньшим, чем перед симпатичными танцовщицами со стенда Nival. Впрочем, такое же количество стояло, поворотясь к витрине строго задом, и дыша в затылок счастливчикам, прорвавшимся к консолям с игрой. Игра того стоила; на что уж я с подозрением отношусь к консольным развлечениям, но в «Gears of War 2» есть драйв.

Вместо послесловия

Описанные выше игры – лишь малая часть из представленного на выставке. И далеко не обязательно – самая интересная. Чтобы упомянуть все игры, привезенные на «Игромир» так, как они того заслуживают, понадобился бы не один десяток страниц, сотни скриншотов и иллюстраций. И все равно это был бы напрасный труд – игры бесполезно описывать, в них надо играть. Поэтому очень, очень жаль, что следующий «Игромир» состоится только через год. 


Related posts

Leave a Comment