Не все гироскутеры одинаково полезны

Прогулочный электротранспорт уже давно вошёл в обиход наших сограждан. Первыми на рынке появились гироскутеры и моноколёса, затем электросамокаты и электровелосипеды. Цены на новинки «кусались», и далеко не все могли позволить себе подобную роскошь, особенно это касалось именно гироскутеров, так как рассматривать их в качестве более-менее практичных транспортных средств, в условиях городской среды даже вылизанной нынешним мэром столицы, по меньшей мере глупо. Однако в рыночном успехе этих устройств большую роль сыграло подрастающее поколение, которое в первых рядах освоило новое развлечение, и родители вынуждены были выкладывать кровно-заработанные 15-20 тысяч на игрушку любимому чаду. Но страдания родительских кошельков длились недолго, ибо, как это обычно случается, на рынок стремительно ворвались предприимчивые парни из Шенчьженя и Гуанчжоу.

Можно ли сделать гироскутер долларов за 60, спросите вы китайского производителя? Да без вопросов, ответит вам владелец фабрики, условный Ли Вань Ху, радостно подсчитывая в уме свою будущую прибыль. Убираем «лишнюю» плату, снижаем напряжение и ёмкость аккумулятора, слегка моторы «подшаманим», добавим всяких дешевых рюшечек ака опций, и будет вам счастье! И оно действительно будет, правда недолгим. После честного ввозного НДС, накладных расходов и скромного дилерского гешефта, новое чудо китайской техники появится на прилавке магазина всего за 7-8 тысяч рублей. Дёшево и сердито, похоже на настоящее, даже очень похоже! Однако, как говорится, дьявол кроется в деталях. Это и будет темой нашего сегодняшнего материала.

Три минус один

Настоящий дорогой гироскутер имеет 3 платы, две из которых отвечают за управление колёсами, а третья занята исключительно синхронизацией первых двух. Это обеспечивает устройству стабильность и меньшее время реакции на действия пользователя. «Избавляя» гироскутер от третьей платы, производитель делегирует её функции одной из двух, так что нагрузка на «героиню трудового фронта» сильно возрастает. При этом установка более мощного процессора приведёт к удорожанию устройства, а значит лишит всё это смысла. И что это означает? Правильно! Никто не применяет более мощные процессоры!

Просто одна из плат работает с большей нагрузкой, и это нередко ухудшает отзывчивость гироскутера. Разумеется «фирменные» платы Tao Tao (они считаются самыми надёжными), справляются с «двойными» функциями лучше, чем безымянные клоны, но это далеко не панацея. А кроме того, сложность алгоритма (ведь фактически одной из плат приходится выполнять два набора инструкций!) нередко ведёт к фатальным сбоям (это я покажу далее на примере одного из тестируемых гироскутеров). Если бы речь шла о радиоуправляемой машинке, чёрт с ней, невелика беда, хотя радости мало. Но когда мы говорим о транспорте, пусть даже о том, что предназначен для прогулок по парку, безопасность это далеко не паранойя и не пустой звук. Тем не менее, хорошие версии с двумя платами всё же изредка встречаются, в чем мы сообща убедимся далее.

Правильное питание

Пожалуй это не менее актуальная тема, чем управляющие платы. Дорогие гироскутеры всегда должны иметь мощные аккумуляторы. Если напряжение, указанное на адаптере питания, менее 30 В, а гироскутер стоит больше 10 тысяч, значит продавец обманул вас, пытаясь выдать дешёвую модель за дорогую. Ездить такой транспорт будет не слишком быстро и не слишком долго, а попасть на замену аккумулятора можно будет уже примерно через 100 циклов заряда/разряда. Есть ещё ряд нюансов, связанных с тем, как объединяются между собой ячейки батареи (это тоже влияет на жизнеспособность источника питания), но в такие дебри мы лезть не станем. Лучше вспомним о нескольких прецедентах, когда некачественные (и дешёвые!) аккумуляторы гироскутеров приводили к серьёзным пожарам во время зарядки. И поэтому к выбору бюджетного гироскутера следует относиться с большей осторожностью, и покупать его только в том случае, если продавец предоставляет гарантию производителя, а не гарантию магазина. Торговая точка на Горбушке, продающая устройства из Китая завтра закроется, и вы долго будете искать ИП «Голожопенко» или ООО «Ромашка» с уставным капиталом 10 тысяч рублей, чтобы предъявить ему претензии за сгоревшую по вине гироскутера прихожую. А вот крупные компании, торгующей изделиями добротных брендов, просто вынуждены блюсти свою репутацию и всячески угождать покупателям… Но, скорее всего, таких ситуаций даже не возникнет, так как серьёзная компания не станет рисковать деньгами и репутацией ради сомнительной экономии на компонентах. Как правило продакт-менеджеры сами ездят на китайские заводы, смотрят, тестируют, выбирают и торгуются. А значит шансов получить кота в мешке сильно меньше, чем в случае с перекупщиком.

Ещё один нюанс — внезапная потеря питания. Такое случается, если гироскутер некорректно отображает оставшийся заряд батареи, или сам аккумулятор неисправен. В случае электросамоката или велосипеда это не так уж страшно, а вот пользователь гироскутера рискует упасть и получить серьёзные травмы, так как при потере питания баланс устройства нарушается, и удачный исход — скорее везение. В этом случае мы снова приходим к тому же выводу — проверенный производитель прилагает максимальные усилия, чтобы снизить вероятность такой печальной ситуации, а в случае наличия проблем по его вине заинтересован компенсировать возможный ущерб. С дилера неизвестной китайской фабрики вы, скорее всего, ничего не получите. Но, но не будем о грустном…

«Изобретаем» колесо

Мотор-колесо — это ещё одна статья возможной экономии. От его мощности зависит не только как быстро вы поедете, но и на какую горку сможете взобраться. Для ряда моделей самый невинный уклон, подчас, оказывается неподъёмным. Причина тому проста — с целью снижения себестоимости условный Ли Вань Ху оснащает похожий на нормальный гироскутер мотором подешевле. Внешне колёса ничем не отличаются, да и внутри об их качестве может судить лишь специалист, так что выяснять с чем вы столкнулись придётся уже на практике.

Есть, конечно, уж совсем экстремальные производители, ставящие на гироскутеры колёса с пластиковыми колпаками. Такие модели покупать нельзя ни в коем случае, так как в нормальных гироскутерах алюминиевые колпаки на дисках играют роль радиаторов, обеспечивая охлаждение моторов. В случае пластика… ну вы понимаете, что такому электродвигателю долго не жить. Вполне возможно, что у дешёвых колёс возникнут и чисто механические проблемы: недолговечный подшипник, негерметичные стыки, через которые внутрь колеса будет попадать пыль и так далее. Всё это в целом сильно подпортит жизнь владельцу. Что делать? Тот же самый совет: выбор нормального производителя и адекватная цена.

Много хорошо — тоже плохо!

Китайские производители очень любят чтобы было много всего и побольше. Клоны iPhone с тремя SIM-картами и встроенным ТВ-тюнером всего за 6000 рублей уже стали нарицательным не только в узких кругах профессионалов. С гироскутерами примерно та же история. Если вам предлагают дешёвое устройстов с кучей дополнительных опций — Bluetooth-Wi-Fi, радио-ТВ, фары-ксенон, блекджекишлюхи, смело уходите. Уважающий себя производитель не будет оснащать бюджетную модель гироскутера не сильно нужными фичами.

Во-первых, потому что всё это безобразие отнимет у аккумулятора энергию, а её можно было бы потратить на лишние километры езды. А, во-вторых, хорошие компоненты стоят хороших денег, а плохое ставить — себе дороже. Максимум что вы сможете получить в качестве бонуса — функцию самобаланса, которая сильно полезнее вышеперечисленного мусора и прочих «рюшечек» типа подсветок во всех возможных местах. Поэтому смело отбрасывайте недорогие, но напичканные опциями гироскутеры, выбирайте простые, функциональные.

Хард и софт

Как много сейчас на рынке раскрашенных в весёленькие расцветки гироскутеров. И это, конечно же, привлекает покупателей. Но тут следует помнить, что даже если корпус будет выглядеть не слишком презентабельно, это не повлияет на ходовые качества и безопасность. Есть веще менее очевидные, такие, как «кривое» программное обеспечение. Во многом работа ходовой части гироскутера определяется именно прошивкой, но понять корректно ли работает ПО можно лишь на практике. Представьте, что вы приехали в парк, выгрузили из машины гироскутер, желая прокатиться, и… не можете на него встать, потому что он вырывается из под вас аки бешеный конь. Такое поведение вполне может являться следствием программного глюка, который не всегда можно «вылечить» перезагрузкой устройства.

Или ещё хуже: вы едете, и вдруг ваш гироскутер решил свернуть в ближайшую канаву… Причиной этого тоже может стать «кривое» ПО, и чтобы устранить проблему нужна перепрошивка. А перепрошить платы устройства можно только с помощью специального программатора, который есть у достаточно ограниченного числа специалистов. И это опять приводит нас к тому, о чём уже не раз упоминалось выше: лучше приобретать продукты тех торговых марок, владельцы которых находятся в российской юрисдикции. Есть шанс, что обнаружив программные проблемы у гироскутера, можно решить их с помощью инженеров компании, причём достаточно оперативно. В случае приобретения безвестного китайского устройства, шансов апгрейда или восстановления ПО практически нет.

Тестирование

Всё это была теоретическая часть. На практике мы решили ознакомиться с тремя представителями бюджетных моделей. Первый мы назвали Красным Корветом, так как он весь такой обтекаемый, изящный и имеет сертификат UL (для североамериканского рынка), второй — китайский непонятного происхождения, он у нас будет называться Китайский Сюрприз или Тёмная Лошадка, и, наконец, третий — от российского производителя под торговой маркой Mekotron. Все три модели относятся к категории бюджетных (7-8 тысяч рублей), имеют 2 платы, аккумуляторы заявленной мощностью от 3А (трёх Ампер).

Прежде чем читать далее, посмотрите наш видеоролик, где кратко показан процесс тестирования представленных гироскутеров.

Красный корвет

Когда мы брали его на тест, передающая сторона подчеркнула, что внутри находится честная плата Tao Tao, качество исполнения всех компонентов весьма похвально.

И он сертифицирован для США, так что это практически мечта — красный корвет, шедевр от Шевроле. Мы поверили, но реальность, как это водится, отличалась от ожидания.

На вид всё мило, аккуратно. Провода хорошо изолированы, на колёсах алюминиевые колпаки, всё подогнано, никаких видимых изъянов. Батарея честная, никаких подтасовок. Но если вы уже успели посмотреть наш ролик, то обнаружили, что это гироскутер, на который невозможно даже встать! Никакие длительные и двойные нажатия не помогают. Скорее всего проблема кроется где-то в ПО. Я не случайно упоминал о том, что сбои могут быть вызваны как аппаратной частью (сложный алгоритм работы одной из плат), так и багами в прошивке. До нас гироскутер пробыл на тестировании около недели, так что он, можно сказать, практически, новый. Вот вам и «родная» Tao Tao и крутой сертификат. Красный Корвет на поверку оказался кирпичным Запорожцем.

Китайский сюрприз

Это тёмная лошадка, а внутри клоны известных плат Tao Tao, то есть именно клоны, а не оригиналы. Внешний вид — вполне заурядный, никаких отклонений как в плохую, так и в хорошую сторону. А вот с аккумулятором нас жёстко обманули: он не 4А, как заявлено, а всего 2.Что же касается ходовых качеств, то тут пользователя ждёт ещё один сюрприз, который мы, впрочем, ожидали.

На ролике выше хорошо заметно, что попытка встать вызывает какие-то рандомные движения. Однако в отличие от Корвета, он всё же едет. Правда, нормально едет только прямо. А по части маневрирования, я бы назвал его даже опасным. Отзывчивость — никакая, непредсказуемость — высокая. Приобретать подобное транспортное средство крайне нежелательно.

Mekotron

Изначально гироскутер не производит какого-то яркого впечатления. Однако нажимаешь на кнопку, и, о чудо! У него есть самобаланс, приятная опция. Встать легко, он не пытается ускакать в неведомые степи, как наш «американец», и не страдает пространственной дезориентацией как китаец. Отзывчивость на отличном уровне, скорость также. В отличие от китайца, ездить можно не только по прямой. Это — настоящий нормальный гироскутер. Скажу страшное — в использовании он мало чем отличается от моделей за 15 тысяч и выше, во всяком случае разницу мы не заметили.

Итоги

Безусловно на рынке существует масса устройств, в том числе и достаточно неплохих по качеству. И не факт, что продукт именитого бренда непременно будет лучше, чем изделие Noname. Бывают исключения, но они, как говорится, лишь подтверждают правила. А для гироскутеров правила таковы:

  1. Производитель должен юридически присутствовать в России. Иначе с претензиями к качеству, а уж тем более в случае более серьёзных проблем, можно попрощаться
  2. Много хорошо — тоже плохо. Выбирайте только нужные опции. Многофункциональное и бюджетное устройство это миф

Что же до конкретики, то среди трёх устройств наш фаворит — Mekotron. Этот гироскутер показал себя не просто хорошим, а отличным для своего ценового уровня. Производителя легко найти в Интернете, он не обременён никакими дополнительными ненужными фичами, а заявленные характеристики соответствуют реальности. Mekotron Hoverboard порадует своего владельца в течение всего летнего сезона, и не создаст ненужных хлопот. По итогам тестирования он получает медаль «Выбор редакции».

Related posts

One Thought to “Не все гироскутеры одинаково полезны”

  1. Андрей Кузнецов

    Я бы советовал смотреть такие модели. Сам покупал дочери понравилась вся эта электрическая штука. я в магазине катался. невозможно ездить на маленьких колесах

Leave a Comment