Как тебя обманывают?

Как тебя обманывают?
Наверняка каждый хоть раз покупал себе железки, компьютер в сборе, либо что-то такое электронное. И ведь никогда не задумывался о том, что делать, если вдруг приобретённая «железка» окажется «мёртвой». Сладкое слово «гарантия» на деле оказывается чёрствым куском заплесневелого хлеба. А волшебная книга  «Закон о защите прав потребителя» всего лишь, ещё одно чтиво «для умных мира сего».
 
Обман первый – зарабатываем на всём. Или правда о «росте цен на компьютерные комплектующие»
У вас толстая пачка денег и твёрдая уверенность в том, что сейчас вы купите самое хорошее, что есть. Куда поедем? Конечно на рынок – ведь там «конкуренция». Все палатки стоят рядом и по этой причине можно сравнить цены на «подлёте». Вот и первая ошибка.
 
Один из "индивидуальных" предпринимателей
 
Рынок контролируется рядом крупных фирм, которые в свою очередь имею сеть суб-дилеров, которые в свою очередь имеют ряд торговых палаток на рынке и достаточно успешно продают железо по нужным ценам. Нужным – это не значит низким, это значит – выше, чем в магазине у суб-дилера, в свою очередь у того выше, чем у основного поставщика. 
 
Чтобы не дать на себе заработать «слишком много» (более 30% наценки) необходимо исключить из списка предпочтений все фирмы, которые, к примеру, не рекламируют себя на каждом углу. Т.е. компания USN регулярно что-то где-то о себе рассказывает, через это у компании нужный имидж. А если фирма имеет мелкую торговую точку на «горбушке» и вся её реклама это бумажка формата А4 с надписью «D12-11 Низкие цены на компьютерные комплектующие» — то идти туда, конечно, можно, но вот покупать что-то уже сомнительно.  
 
Рынок "Горбушка"
 
Приведём яркий пример последних недель. Видеокарта на базе GeForce FX 8800GTX. Выпускается единицами, стоит уйму денег – но сколько точно, не знает никто.  Средняя цена по рынку – 17 тысяч рублей. Средняя цена по «горбушке» — более 20 тысяч рублей. Самые низкие, у «поляриса» и «USN». Но это не потому, что они такие хорошие, а просто потому, что в палатках она лежит по 21-23 тысячи. Думаете, что на «савёловском», либо «будёновском» дешевле? Совсем нет – пока люди идут, покупают менять что-то не требуется. Зачем?
 
Обман второй – гарантия на «рынке»
Существует два вида гарантийных условий. Первые – это для цивилизованных стран, в которых компания-разработчик построила с десяток «сервисных центров» и там железки действительно чинят.
 
У нас ситуация «вторая» и обстоит не совсем так. В России есть монополия и на сервисные услуги. Некая компания, назовём её  «Р» строит сервисные центры и получает «авторизацию» — сертификат на стенку, по которому мастера электронного цеха начинают свою тонкую работу. Только по условию соглашения, которое заключается между компанией «Р» и производителем ряд железок отправляются не в ремонт, а для замены. Что есть дополнительные сложности для фирмы ремонтника.  Каким образом осуществляется это на практике?
 
Сертификат о присвоении статуса Сервисного центра
 
Вы купили монитор, допустим, фирмы Acer. Он, не дай Бог, кончился при работе и вы ему в этом не помогали.  Что делать? У нас есть гарантия, едем чинить. Ближайший сервисный центр находится где-то на краю мира, и совсем не в одном с вами районе. По прибытию в адрес, обнаруживаете, что таких же как и вы в тесном помещении набралось порядочно, только вы с монитором, а остальные с ноутбуками, жёсткими дисками, телефонами и телевизорами и т.п. И всё это в «одно окно». По прошествии, в лучшем случае минут 50 у вас забирают монитор и вы идёте домой. Закон устанавливает срок проверки и ремонта комплектующих – почти месяц.  По окончанию месяца, вы получаете уведомление (по телефону, либо через интернет), что ремонт вашего монитора в условиях сервисного центра не возможен. Ваш монитор едет к себе на Родину, а вам взамен пришлют другой.  А вот, сколько он будет ехать – никто не знает. Существует теория, по которой вам обязаны предложить «подменный» монитор. Теория подкрепляется законом «О защите прав потребителя» Ст.20 ч.2. Но согласитесь, что в условиях Российских реалий это настолько маловероятно, что и думать не хочется.
 
Обман третий – общение с продавцом-консультантом.

Довольные покупатели или... пока довольные?
 
Когда лет десять назад компьютеры только-только где-то проявились,  на свет вышли «специалисты» по компьютерам.  Суровые парни годами изучавшие сложные железки, решили, что они будут помогать в нелёгком выборе нужных комплектующих неопытным покупателям. И так было  года три, потом суровые парни стали совсем суровыми и более в торговые залы не выходили. Их место заняли менее прозорливые ребята, которые уже не так хорошо разбирались в железе, а работали в магазине только для того, чтобы на зарплату учиться или, что тоже не редко – заниматься тем, чем хочется.  Как вы понимаете, предпоследнее и последнее поколение «консультантов» стало настолько тупым, что добиться качественного признания о возможностях самой популярной и современной железки практически невозможно.  При  этом, речь не идёт о таймингах оперативной памяти, либо о тактовой частоте ядра процессора. Всё значительно проще. Приведу пример. В обозначении мониторов очень часто кодируется диагональ матрицы и цвет корпуса. Т.е. 225B – говорит о том, что у монитора диагональ 22 дюйма и он чёрного цвета.  Современный консультант этого не знает. Ему это незачем. Тоже самое, если не хлеще,  будет, если вы поинтересуетесь у него, какой тип памяти поддерживает материнская плата на 965-м чипе от Intel.
 
Почему так происходит? Попробуем разобраться. Раньше, те, кто занимались компьютерным железом в целом считались небожителями, людьми умными и продвинутыми. Сейчас ситуация резко поменялась, компьютерно-ориентированные граждане стали чем-то вроде дворников с повышенном интеллектом. Программистов заставляют менять лампочки в офисах, а системный администратор рассказывает девочке в торговом зале, каким образом набивается накладная на товар. А в середине ночи должен быть готовым отвечать на вопросы вроде «у меня в ‘моём компьютере’ пропал DVD привод».  Всё это приводит к тому, что специалистов катастрофически не хватает по причине безграничной жадности владельцев торговой точки. Какой смысл платить развитому человеку 30 тысяч в месяц, когда можно взять студента и платить ему 10. То, что студент знает мало, не является помехой в бизнесе. Ведь покупатель чаще всего тоже ничего не знает.
 
Обман четвёртый — Товары с дефектом.
Внимательный потребитель нередко находит секцию прайс-листа с надписью «уценённые товары». Если следовать логике покупателя, «уценёнка» это товар, который продаётся с умышленным дефектом. Т.е. – корпус с трещинной, плата с царапиной, кристалл процессора имеет следы повреждения. Разумеется, для продавца продажа подобных изделий – это чистой воды подстава для неразумного клиента. Ведь такие «железки» можно продавать без гарантий вообще. Покупатель платит несколько меньше, а по итогам сведения баланса может статься так, что «колотый» процессор из статьи «убытки» попадает в «прибыль», при этом никакой ответственности за этот товар никто не несёт.  Разумеется, кроме покупателя.  При этом реалии таковы, что от подобных подстав не защищён человек покупающий новую железку.  Об этом в конце статьи.
 
Рваная коробка - повод задуматься
 
Что делать, чтобы тебя не обманули?
Никогда не покупать товары «сложного» типа в маленьких магазинах. Переплатишь как следует, а результатом твоей невнимательности к собственным деньгам может быть «левая» гарантия без положительного ремонта.
 
Выбирай не самые крупные торговые сети, у них есть свои сервисы и очень часто детальные договорённости с разработчиками.
Читай законы – в них много интересного. Собираясь защищать свои права очень полезно знать следующие нормативные документы.
ФЗ «О защите прав потребителя»
Гражданский кодекс РФ гл.30
Перед тем, как  что-то покупать, настоятельно рекомендуется найти в Интернете всю информацию о том, что именно ты собираешься приобретать. Существует масса возможностей для подобных способов интеллектуального подбора нужного железа. Главное осознать, как ими пользоваться. Применение системы «Яндекс» в последнее время становится менее удобным, чем «Гугл», но решать нужно конечному пользователю.
 
Покупать Б.у. железо лучше всего не в магазине, а с рук. Цена будет ниже, а гарантий всё равно нет никаких.  А если что-то в приобретаемом товаре вызывает сомнение – никогда не стесняйтесь их развеять. Помните – продавец обязан продать качественный товар!

Научитесь ценить собственные деньги!

Related posts

Leave a Comment