Честная игра

Прежде чем начать разговор непосредственно об объекте настоящего теста, то есть акустических системах Boston Acoustics серии VR, вспомним один сильно бородатый анекдот. Уставился приснопамятный Леонид Ильич на знаменитого "Демона" в Третьяковке: "Кто это?" "Врубель", — отвечают. "Хорошо! И недорого!"


Так вот продукция Boston Acoustics уже много лет пользуется репутацией, являющейся дословным оттиском с реплики бывшего генсека. Когда дорого и хорошо, это нормально, а вот High End за пару копеек — да где же это видано! Так часто утверждают те, кто живет "впариванием" каких-нибудь супер-рупоров тысяч этак за пятнадцать, объясняя их, мягко говоря, не слишком приближенное к идеалу звучание тем, что это не модели за тридцать. К тому же, явную окрашенность, беспредел фазовых накруток и прочие пороки пытаются выдать за добродетели: мол, при прозрачном, формально-правильном звуке современных "колонок-столбиков" музыки вы не услышите, а тут она будет вся ваша, заиграет — не оторветесь!
Оставив на совести отдельно взятых дилеров их сильно "окрашенную" идеологию, которая сводится к утверждению, будто в больном теле — здоровый дух, вернемся к Boston Acoustics. Это большая американская компания (Пибоди, штат Массачусетс), известная с 1979 года. Здесь плохо разбираются в вопросах звуковой алхимии, а вместо этого ставку делают на интенсивные технологические разработки, автоматические сборочные линии, тотальный контроль компонентов, включая излучатели, которые, как правило, являются собственной разработкой и тут же производятся. Голая технократия, конвейер? Какая разница, если все решает результат! В данном случае — результат нашего теста.
Итак, начнем именно с излучателей, в которых воплощены несколько собственных "бостоновских" инновационных технологий. Высокочастотные динамики имеют купол из анодированного алюминия и охлаждающую магнитную жидкость в зазоре звуковой катушки. Жесткий купол, как известно, хорош тем, что не деформируется, поэтому и не вносит ощутимых фазовых искажений. Вместе с тем, выраженные "металлические" резонансы и соответствующие призвуки являются причиной, по которой огромное количество разработчиков АС отдает предпочтение мягким, шелковым куполам. В данном же случае проблема решена весьма оригинальным способом — с помощью амплитудного корректора AMD (Amplitude Modification Device). Это нехитрое устройство имеет форму тонкой овальной скобы с отверстиями-резонаторами (точнее, трубочками), которые и сглаживают резонансные пики и провалы. Коррекция АЧХ, таким образом, осуществляется не в самой колонке (разделительном фильтре или акустическом оформлении), а вне ее, "на лету" — в зоне ближнего поля. Задняя чашка корпуса "высокочастотника", также изготовленная из алюминия, представляет собой подобие радиатора. Она эффективно отводит выделяющееся звуковой катушкой и передаваемое через охлаждающую жидкость на корпус избыточное тепло. Такой высокотехнологичный динамик, конструкция которого получила название в виде загадочной аббревиатуры VRH.O, пожалуй, и "пищалкой"-то не назовешь — несолидно получается!
Средне- и низкочастотные головки в колонках серии VR оснащены литой алюминиевой корзиной, которая в силу своей жесткости акустически гораздо инертнее, нежели те привычные, что выполнены из штампованной листовой стали. Особая система вентиляционных отверстий (технология Radiavent) обеспечивает "всасывание" воздуха внутрь зазора с целью более эффективного отвода тепла от звуковой катушки. Диффузоры у динамиков — из некого черного сополимера (полимер с наполнителем), по виду напоминающего винил или полипропилен, только с меньшим отблеском. Но главное не это, а технология DCD (Deep Channel Design). Суть ее — в обеспечении как можно более длинного хода подвижной системы при отсутствии обычно возникающих при этом проблем с неравномерностью магнитного поля в зазоре. Соответствующая форма магнитной системы здесь рассчитана и смоделирована на специализированном компьютере.
Последний, но немаловажный штрих к повествованию о динамиках Boston VR: и твитеры, и среднечастотные громкоговорители, и НЧ-динамики оснащены эффективными неодимовыми магнитами.
Теперь непосредственно о протестированных моделях.
Фронтальная пара — самые недорогие в серии акустические системы VR 1 ($600 за пару). Это относительно небольшие (около метра высотой) двухполосные АС в корпусах из МДФ превосходного качества отделки и внутренними стяжками для увеличения жесткости. Примитивное испытание постукиванием костяшками пальцев позволяет выявить механическую инертность. Акустическое оформление — фазоинвертор. Порт выведен на заднюю панель, а под ним — одна пара обычных универсальных зажимных клемм. Ножки "пристегнуты" к корпусу по бокам. Каждая колонка укомплектована двумя одинаковыми 165-миллиметровыми НЧ/СЧ-динамиками DCD и дюймовым твитером VRH.O с технологией AMD. Частотный диапазон модели составляет 46 Гц — 20 кГц, номинальное сопротивление — 8 Ом, чувствительность — 93 дБ.
Центральный канал VR C ($400) необычен асиметричной компоновкой динамиков. Это трехполосная АС, содержащая два 115-миллиметровых НЧ-драйвера, один СЧ-динамик такого же размера (диффузоры и магниты такие же, как у описанных выше НЧ- и СЧ-излучателей) и "высокочастотник" VRH.O с AMD. Частотный диапазон модели равен 70 Гц — 20 кГц, сопротивление — 8 Ом, чувствительность — 92 дБ. Поскольку подобные АС нередко устанавливаются непосредственно на телевизоре, в VR C предусмотрена самоклеящаяся (не намертво, естественно) прокладка, препятствующая передаче колебаний колонки на корпус ТВ, который может стать нежелательным акустическим резонатором.
Очень интересно построены специализированные тыловые мини-мониторы VR X ($450) — самые "молодые" в серии. Это — два полуцилиндра, на задних стенках которых имеются обозначения в виде стрелок и сопутствующих надписей: Direct (прямой) и Diffuse (рассеянный). Нетрудно догадаться, что колонки могут работать и как АС прямого излучения, если соответствующая стрелка будет направлена в сторону слушателя, и как диполи, если перевернуть их на 180°. Секрет в том, что в направлении "Direct" работает НЧ/СЧ-динамик (114 мм) в активном режиме и уже знакомый нам ВЧ-излучатель VRH.O, а в направлении "Diffuse" — тот же комплект, но динамик здесь выполняет роль пассивного излучателя, а рабочая полоса твитера смещена вверх так, что последний воспроизводит лишь наиболее высокочастотные составляющие звукового спектра. Таким образом, пользователю предоставляется возможность выбора оптимального для данного помещения способа конфигурации тыловых громкоговорителей с учетом особенностей установки и вкусовых пристрастий. Если выбрать направление "Diffuse", прямая волна будет уходить в комнату, возвращаясь к слушателю в виде отражений от стен (размытая тыловая панорама, что и требуется от диполей), а напрямую к нему устремится противофазная волна от пассивного излучателя, а также высокочастотные "акценты" атак и призвуки. Остроумно!
Частотный диапазон тыловых VR X простирается от 80 Гц до 20 кГц, сопротивление равно 8 Ом, а чувствительность составляет 91 дБ.
Активный сабвуфер PV 500 — фазоинверторный. Огромный 254-миллиметровый динамик DCD с большим ходом подвижной системы направлен "в пол". Регулятор громкости выведен на переднюю панель. Полный частотный диапазон басовика составляет 38 Гц — 150 Гц, частота среза фильтра высоких частот (четвертого порядка) регулируется в пределах 75 — 150 Гц. Аппарат оснащен входами LFE, а также "маломощным" и "мощным" широкополосными. Встроенный усилитель (85 Вт) дополнен следящей системой Basstrack, исключающей перегрузку динамика, но не за счет отсечения пиков сигнала — его форма остается неизменной, а уровень в экстремальных случаях понижается.
В составленной специально для теста системе работали электронные компоненты Adcom: универсальный проигрыватель GDV-850 и ресивер GTP-860 mk II. Для коммутации использовались акустические кабели Chord Odyssey и межблочные соединители Chord Chorus.
Сначала прослушивались только фронтальные VR 1 в стереорежиме, прочие же каналы были отключены полностью. Именно музыка в чистом виде дает первое (и основное) впечатление о качестве акустики. Приятно удивило, что относительно недорогим колонкам присуще на удивление достоверное звучание, не лишенное при этом специфического "почерка", т.е. не обезличенное и не "дистиллированное" в смысле эмоциональности. Наоборот, эмоции, обитающие, в основном, в нюансах, не встречали преград на пути к слушателю. По аналогии с видео, можно было бы говорить о том, что система отличается "глубоким черным" и высокой контрастностью. Причем под "контрастностью" в данном случае следует понимать не динамические показатели (которые, впрочем, тоже весьма неплохи), а скорее живость реакции на малейшее изменение громкости, темпа, настроения, эмоциональной окраски. В "Бранденбургских концертах" Баха четко различаются "вопросительные" и "восклицательные" фразы. Оказывается, первых в творчестве Баха гораздо больше, только раньше почему-то об этом не приходилось задумываться. И джаз, и рок, и малые с большими "академические" составы звучали обстоятельно, без суеты. Удивительная плавность подачи, смысловая неразрывность, завершенность и преемственность музыкальных фраз, в которых отчетливо читаются не только буквы, но и "знаки препинания". Колонки "рассказывают" о музыке самозабвенно, но не взахлеб, с глубинным осмыслением контекста и без внешней экзальтированности. Они работают для публики, а не на публику. Как выдающийся артист разговорного жанра, считающий ниже своего достоинства опускаться до откровенной клоунады — ему и так внимают, затаив дыхание.
Тембральная достоверность, чувство ритма, превосходное разделение инструментов в оркестре и голосов в хоре, передних и задних планов — все говорит о том, что это — "честная" акустика, способная мгновенно расположить к себе и к музыке, получив кредит доверия у взыскательного слушателя. Особенно удивил бас: такого ровного, без малейших признаков "проваленных" и "выпирающих" нот контрабаса в малом джазовом составе давно не доводилось слышать! При этом звуки в низкочастотном регистре имеют хорошую атаку и быстрый спад. И никакого гула! В этом, конечно, в равной степени "виновато" и помещение, а не одни колонки (да и усилитель тоже), если уж стремиться к полной объективности.
Если попытаться выделить недостатки, сразу оговорившись, что ни один из них не носит криминального характера, то это, пожалуй, не слишком глубокая сцена (при хорошем стереоэффекте), чуть придавленная "воздушность" перкуссионных инструментов, иногда недостаточная "телесность" вокала, а также некоторый дефицит той особой шероховатости, которая играет роль "звуковых специй" в звучании наиболее качественных (и в несколько раз, если не на порядок, более дорогих) АС. Впрочем, звучание этих колонок идеально сбалансировано, поэтому не исключено, что, добавив чуть больше одного из упомянутых выше ингредиентов, можно "переперчить", убив тем самым индивидуальность АС, которые за свои скромные деньги, между прочим, совсем не обязаны "нокаутировать" элитных "супер-тяжеловесов". Тем более, что "по очкам" они и так заметно выигрывают у многих титулованных чемпионов.
Переход к кинотеатру, когда задействованными оказались все шесть АС, в характере звучания ничего кардинально не изменил, добавив лишь объема и воздушности. Система отлично "держит сцену", звук не "перекрикивает" видеоряд в эмоциональном плане и не "тормозит". Налицо полная гармония изображения и звука. Последний словно растет из экрана, охватывая все пространство вокруг зрителя. При этом он не чересчур плотный, как сжатый газ в баллоне, поэтому не душит. Скажем так: сквозь "звуковое облако" прекрасно видно то, что происходит на экране.
Воспроизведение диалогов безупречно. Ни одной "цикающей" или сиплой согласной, смысл английской речи доходит без всякого напряжения, неизбежного в случае, когда информационные дыры, возникшие из-за выпавших из восприятия слов, невольно пытаешься заполнить методом "смысловой интерполяции". Та же, что и при прослушивании музыки, степенность и отсутствие истеричности, даже в шумных сценах "Пятого элемента". Оказывается, если убрать излишне назойливый стрекот автоматных очередей, неожиданно появляется ощущение композиции, динамики, как бы восставших из звукового хаоса, и при этом гораздо лучше воспринимается все действие в целом.
Не будем забывать, что колонки работали от ресивера, в том числе и во время "чисто музыкальной" сессии! При всем уважении к компании Adcom, это все же Multichannel, и было бы очень интересно, в нарушение всех ценовых условностей, подключить пару VR 1 к какому-нибудь "хай-хай-эндовскому" усилителю — может, даже и к ламповому… Эти "американцы", звучащие, кстати, скорее "по-английски", деликатно и вместе с тем уверенно (интеллигентно, одним словом), скорее всего выдержали бы подобный альянс с достоинством.

Артур ФРУНДЖЯН

выводы

Вердикт прост: если вы заядлый меломан и киноман, у которого на колонки отложено ровно столько денег, сколько стоят Boston Acoustics VR, вам не придется брать взаймы!

Related posts

Leave a Comment